Компания GfK подготовила отчет по глобальному рынку бытовой техники и электроники (БТиЭ). В 2018 г. продажи на этом рынке впервые превысили отметку в 1 трлн евро (расчет на базе фиксированного курса евро к доллару 0,829, январь 2018). Это на 4% больше, чем годом ранее. Продажи выросли в сегментах телекоммуникаций (+ 7%), малой бытовой техники (+ 7%), потребительской электроники/фото (+ 6%) и IT/офисном оборудовании (+ 1%). В сегменте крупной бытовой техники продажи снизились на 1%. При этом почти во всех сегментах наблюдалась тенденция к росту спроса на премиальные товары. Кроме того, покупатели придают все большее значение таким аспектам, как подключение к интернету (connectivity) и удобство использования.
В 2019 г. GfK прогнозирует 2%-ный рост продаж на глобальном рынке бытовой техники и электроники, до уровня 1,03 трлн евро. Таковы данные, опубликованные специально к выставке CES 2019, которая недавно завершилась в Лас Вегасе.
С долей продаж в 42% Азиатско-Тихоокеанский регион в 2018 г. продолжал удерживать позиции крупнейшего рынка для бытовой техники и электроники, следом идет Европа (25%), Северная Америка (20%), Латинская Америка (7%) и регион Ближнего Востока/Турции/Африки (6%).

Телекоммуникации
В 2018 г. телекоммуникации с долей продаж 44% и объемом около 440 млрд евро стали самым крупным сегментом рынка бытовой техники и электроники. Потребители сегодня все чаще делают выбор в пользу устройств премиум-класса, особенно это касается смартфонов – в этом сегменте глобальные продажи выросли на 7%. В то же время, с точки зрения объемов продаж рынок остается стабильным.
Продажи в телеком-секторе в 2018 г. росли во всем мире, за исключением Латинской Америки (-5%), особенно в Европе (+14%) и Северной Америке (+12%). Тем не менее GfK не ожидает дальнейшего роста продаж в 2019 г., скорее, речь будет идти о стабильном развитии рынка на тех же уровнях, что и в прошлом году.

Компьютерная и офисная техника
В 2018 г. потребители во всем мире потратили порядка 157 млрд. евро* на компьютерные товары и офисные устройства, включая расходники, – почти столько же, сколько и годом ранее. В сегменте компьютерной техники и периферии сейчас наблюдается рост спроса на высокопроизводительные устройства, особенно это касается игровых ПК и ноутбуков. Спрос в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2018 г. немного вырос, однако в Европе продажи стагнировали, а в США, странах Ближнего Востока/Турции и Африки они показали негативную динамику, что практически нивелировало позитивный эффект от роста спроса на компьютерные товары в Азии.
В секторе офисного оборудования и расходников наблюдалась позитивная динамика. Глобальные продажи выросли на 3% и составили порядка 16 млрд.* евро. И здесь также источником роста стал Азиатский регион и, в частности, Китай. Однако в 2019 г. рассчитывать на позитивную динамику продаж в целом по сегменту ИТ/офис вряд ли стоит. По оценкам GfK, оборот сегмента может снизиться примерно на 3%.

Потребительская электроника и фототовары
Глобальные продажи в сегменте потребительской электроники и фото выросли в 2018 г. примерно на 6% и составили 153 млрд евро. Доля сегмента составила около 15% продаж на рынке БТиЭ.
Подобно другим сегментам, в потребительской электронике также наблюдается повышение спроса на более премиальные товары. Значительно выросли продажи телевизоров класса High-end с экранами 50 дюймов и больше. В премиум-сегменте продолжается рост популярности OLED TV. Значительный вклад в рост аудиорынка внесли наушники и портативные Bluetooth-колонки. Особенно позитивно выглядят продажи развлекательных устройств в Латинской Америке (+24%). Продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе, на Ближнем Востоке, в Турции и Африке подросли в среднем на 4-5%.
В сегменте фото по-прежнему сохраняется негативный тренд – продажи в 2018 г. ниже прошлогодних на 5%. Оборот глобального рынка фотокамер и аксессуаров в прошлом году составил 15 млрд евро. При этом можно говорить о позитивных трендах продаж для продвинутых фотокамер. В 2019 г. GfK ожидает снижение темпов роста в сегменте потребительской электроники и фото, тем не менее рост все же составит около 4%.

Малая бытовая техника
Продажи малой бытовой техники (МБТ) в 2018 г. достигли 86 млрд. евро. Это результат заметного роста - на 7%. Основной вклад в рост рынка сделал Китай, благодаря которому Азиатско-Тихоокеанский регион вырвался в лидеры с динамикой в 13%. В Латинской Америке, регионе Ближний Восток /Турция /Африка, продажи выросли на 10%, чуть меньше динамика сегмента в Европе – 7%. Снижение оборотов – на 2% - произошло только в Северной Америке.
Потребители продолжают делать ставку на удобстве. Эксперты GfK также отмечают, что в 2019 г. на рынке МБТ будет усиливаться такой тренд как аптрейдинг, что может привести к ускорению роста продаж в следующем году – до 8%.

Россия
За 11 месяцев 2018 г. (на момент написания этого материала данные по полному году не были доступны) денежный оборот российского рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) вырос на 17% по сравнению с тем же периодом 2017 г. Рост спроса превысил 5% (в шт.), а средняя цена покупки была уже на 11% выше прошлогодней.
Развитие российского рынка БТиЭ в России стало столь успешным благодаря тому, что потребители активно покупали технику, особенно во второй половине года, ожидая роста цен из-за нестабильного курса рубля.
Сектор телекоммуникации опережает все другие по темпам прироста рублевого оборота (22%), сразу за ним идет сектор компьютерной техники (20%) и малой бытовой (17%). Источники роста тем не менее очень отличаются.
Основная причина роста сектора телекоммуникации - продажи моделей из дорогих сегментов в крупнейших городах России, а в компьютерной технике основными факторами роста стали высокоскоростные ноутбуки, игровые модели и связанный с этим спрос на игровые мониторы, клавиатуры. В малой и крупной бытовой технике сработала комбинация нескольких факторов. Сказывается и количество выданных ипотечных кредитов за последние три года, которые трансформируются в новые квартиры, а значит, и в потребность в бытовой технике. Также есть интерес к современным и премиальным форматам техники, где появляется все больше предложений по более доступным ценам.
Оборот сектора аудио- и видеотоваров в России вырос на 12%, чему неплохо способствовал Чемпионат мира по футболу в России 2018, вызвавший рост продаж ТВ. Спрос на аудиотовары после некоторого застоя также оживился под влиянием совместной активности индустрии и ритейла.